Muzuch.ru
   
  Главная
   
  Новости
   
  Юбилей
   
  История
   
  Администрация
   
  Отделения
   
  Коллективы
   
  Абитуриентам
   
  Наши выпускники
   
  Афиша
   
  Документы
   
  Наши учителя
   
  Госзаказ
   
 


Рейтинг@Mail.ru Банк Лекций
Новости : 100 лет со дня рождения композитора Г.Я. Хирбю
  admin. 27.11.11 09:10 ( 964)

Сегодня, 27 ноября 2011 года, исполняется 100 лет со дня рождения Григория Яковлевича Хирбю – талантливейшего, самобытного чувашского композитора, автора национальной классической оперы «Нарспи», за создание которой в 1969 году он был удостоен звания лауреата Государственной премии Чувашской АССР им. К.В. Иванова, выпускника Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова.


Девизом творчества заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР (1945) и РСФСР (1974), кавалера орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта» с полным правом можно назвать знаменитые слова М.П. Мусоргского: «Вперёд, к новым берегам!» Своим эмоционально и образно богатым творчеством Г. Хирбю открыл новые грани чувашского профессионального музыкального искусства – от искренней, проникновенной лирики песни-романса «Укăлча умĕнче» до мощного, экспрессивно-драматического звучания оркестра в опере «Нарспи».
Родился Г.Я. Хирбю в деревне Чикмезино (ныне в составе деревни Аксарино) Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. В 1927 году со справкой, что он «действительно батрак, пас стадо овец три года», был принят в школу-коммуну в Чебоксарах. Здесь его нашёл заведующий Чебоксарской музыкальной школой С.М. Максимов, устроил в интернат для одарённых детей и зачислил в класс скрипки. С голоса бывшего пастушка он записал и обработал несколько народных песен, одну из них - «Юри кайрăм вăрмана» знает теперь каждый чуваш.
С одарённым юношей занимались превосходные учителя. В Чебоксар­ской музыкальной школе он учился в классе скрипки Л.М. Соколова (1927-1929), одновременно пел в государственной ка­пелле под управлением В.П. Воробьёва; в Чувашском музыкальном техникуме его на­ставниками по специальным дисциплинам были Ф.П. Павлов и В.М. Кри­воносов (1929—1932); на рабфаке при Ленинградской консервато­рии он посещал класс сочинения у В.В. Волошинова, по гармонии и инструмен­товке учился у М.И. Чулаки (1932-1937); в Ленинградской государственной консерва­тории им. Н.А. Римского-Корсакова, находившейся в годы войны в Ташкенте, композицию вели у него знаменитые профессора П.Б. Рязанов и Х.С. Кушнарёв (1937-1943).
За творческими достижениями студента Г.Я Хирбю следила вся Чувашия. Поэт П.П. Хузангай в 1939 году посвятил ему сонет, в котором были такие пророческие строки:
Мой друг испытанный! Что пожелать тебе?
Призвало время нас к невиданной борьбе:
Орлиных крыльев взмах дай в звуках ты народу.
Я верю в дерзкий дух, что в нас живет всегда,
Я знаю: смысл и цель свободного труда —
Творить гармонию из хаоса природы.
Бурно развивался творческий талант Г.Я. Хирбю. Первыми премиями на конкурсах, объявленных Среднеазиатским военным округом и Ленинградской консерваторией в 1942 и 1943 гг., были отмечены его песни «Прощальная» на слова А. Суркова и «Встреча» на стихи Ф. Ситты.
В 1944 году Г. Хирбю вернулся в Чебоксары и был назначен руководителем вокального ансамбля Чувашского радиокомитета. Продолжая творить в песенном жанре, он написал четырёхчастную сюиту и увертюру для симфонического оркестра, музыкальные комедии «Чечекленет Çĕршыв» (Цветущая Родина) по либретто Г.Д. Харлампьева и «Кай, кай Ивана» (Выйди, выйди за Ивана) на сюжет Н.С. Айзмана. В конце 1940-х гг. им была написана музыка первого акта оперы «Сендиер и Пинерби» на сюжет драмы П.Н. Осипова «Айдар». Перу композитора принадлежит также музыкальное оформление спектаклей Чувашского академического драматического театра: «Нарспи» А.Д. Калгана и В.О. Алагера, «Анисса» А.Д. Калгана, «Земля, небо голубое» А.А. Эсхеля, «Два товарища» В.О. Алагера, «Колхозные девушки» Л.Н. Родионова и Е.О. Афанасьева и др.
Своё самое значительное сочинение, оперу «Нарспи», Г.Я. Хирбю завершил в 1967 году. Её сюжетным первоисточником стал ше­девр чувашской литературы — одноимённая поэма К.В. Иванова. Либретто оперы композитор составил сам, при этом сюжетная ли­ния и основное содержание поэмы оставлены без особых измене­ний. Прослушав произведение Г.Я. Хирбю в театре и познакомив­шись с партитурой, музыковед Стоян Петров (Болгария) отме­тил: «… для основы музыкального языка композитор избрал народную музыку и песни и подчинил выразительные средства идейному замыслу и характеристике своих ге­роев. Своим народным сюжетом и национальным языком опера «Нарспи» напоминает такие шедевры, как «Проданная невеста» Сметаны, «Галька» Монюшко и др.» (журн. «Българо-съветска друж­ба». 1969. № 6. С. 18).
«Нарспи» Г.Я. Хирбю, поставленная на сцене Чувашского госу­дарственного музыкально-драматического театра в 1967 году (дирижёр Л. Ковалёв, режиссёр Б. Марков, художник Н. Максимов), была оценена критикой как монументальная по своей масштабности, реалисти­ческая национальная опера.
Значительный вклад принадлежит Г.Я. Хирбю в становление ораториального жанра в чувашской музыке. Одним из первых композиторов он обратился к замечательной поэзии М. Сеспеля (1899-1922), поэта-трибуна. В его «Пат­риотической оратории», созданной в 1970 году, во весь голос зазву­чал гражданский пафос стихов основополож­ника чувашской советской поэзии:
...Чуваш с могучим сердцем, в солнечной одежде
Плечами подпирает мирный небосвод.
Обнимет Новый День его с любовью нежной
И путь ему цветами уберёт...
Второе крупное вокально-симфоническое произведение Г.Я. Хирбю - оратория «Октябрь халăха ирĕке кăларчĕ» (Народ, раскрепо­щённый Октябрём) на стихи Ю.П. Петрова (1977).
Заслуженную славу принесли Г.Я. Хирбю песни и хоры. Его во­кальные сочинения весьма разнообразны по содержанию и жанро­вым признакам. Здесь мы находим песни, воспевающие в опоэти­зированном виде нашу великую Родину и её просторы - «Çĕршыв илемĕ» (Краса Родины); хоры торжественно-вели­чавого, праздничного звучания, бодрые массовые песни, связан­ные с волнующими актуальными темами - «Туслăх маршĕ» (Марш дружбы), «Пирĕн туслăх ĕмĕре» (Наша дружба на века), пес­ни с элементами драматизма - «Тăван сĕршывшăн» (За Родину). Трудовая жизнь, мысли и чувства колхозного крестьянства нашли яркое воплощение в таких песнях, как «Колхоз такмакĕсем» (Колхозные частушки) и др. Особенно много песен композитор посвятил темам и образам из жизни советской молодёжи. Г.Я. Хирбю стал одним из первых лауреатов Премии комсомола Чувашии им. М. Сеспеля (1967).
Значительное место в творчестве Г.Я. Хирбю занимают обработ­ки чувашских народных песен. «Превосходнейшая обработка Г. Хирбю «Ласточка», - высказался  про­фессор Г.И. Литинский. - Это такая прелесть, на всю жизнь запомню. Это свое­образная ароматнейшая полифония, убедившая меня, что это и есть чувашский стиль полифонии, которая может послужить богатей­шим стимулом для всех нас. Там найдено страшно много... Я возьму втисну её в хрестоматию и буду учить последующие поколения, как надо относиться к полифонической обработке народно-песен­ного материала» (из стенограммы творческой дискуссии на плену­ме Союза композиторов Чувашской АССР 18 мая 1963 года).
До конца жизни Г.Я. Хирбю находился в поиске, расширяя жан­ровый диапазон своего творчества. Так, в 1981 году он завершил трёхчастный Концерт для гобоя с оркестром, посвящённый выдающемуся музыканту А.С. Любимову, ставшему его первым исполнителем.
Г.Я. Хирбю - представитель плеяды наиболее выдающихся лично­стей, проявивших себя на протяжении XX в. в художественной куль­туре Чувашии. По мере талантливости и уровню воздействия на ауди­торию, по масштабности художественных обобщений и диапазону жанров, величине и востребованности творчества уже при жизни его сравнивали с лучшими национальными поэтами и художника­ми.
Светлана Макарова, заслуженный деятель искусств Чувашии,
Михаил Кондратьев, заслуженный деятель искусств России
 
 

 



: Visitor [ ]




                
                
                
                



          -   -       <->   <->
URL  

:-):-(:-D;-):-o8-):-?:-P:-x [ ]


  BB